Сборные
деревянные модели
+7 916 684 94 68

Исторический очерк о Зашиверском остроге.

В XVII веке шло активное освоение Крайнего Севера – отряды вольных промышленников, служилых и крестьян продвигались с Русского поморья и Урала на восток, «встреч солнцу», к Тихому океану. В 1639 году отряд служилых людей во главе с енисейским казаком Постником Ивановым прошел «сухим» путем с верховьев Яны на Собачью реку (так в те времена называли Индигирку). Примерно в 160 километрах ниже села Хону река Индигирка рассекает Момский хребет, а при выходе из ущелья делает мощную дугу в сторону крутого обрывистого левого берега. Здесь, на противоположном берегу, на удобной площадке, Иван Постник построил зимовье. Располагалось оно ниже каменных порогов – «шиверов». Отсюда и пошло название сначала острога, затем и города – Зашиверск.
 

Древний Зашиверск. Рисунок из книги А. П. Окладникова, З. В. Гоголева, Е. А. Ащепкова "Древний Зашиверск".
Древний Зашиверск. Рисунок из книги А. П. Окладникова, З. В. Гоголева, Е. А. Ащепкова "Древний Зашиверск".


Зашиверск был поставлен в самом центре "Юкагирской землицы". П.Иванов доносил: "А юкагирска-де, Государь, земля людна и Индигирская река рыбна. Будет-де, Государь, впредь на Индигирской реке и 100 человек служилых людей, и тем людям можно сытыми быть рыбою и зверьем без хлеба. Да у юкагирских же-де, Государь, людей серебро есть, а где они серебро емлют, того он, Постничко, не ведает". Зашиверский острог из года в год становился многолюднее. Этот город стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона. Здесь служилые и "промышленные" люди останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия. Среди них были известные землепроходцы С.Дежнев, М.Стадухин, Д.3ырян и другие. Отсюда отправлялись они в далекие путешествия в "новые землицы". 
 

Герб древнего Зашиверска.
Герб древнего Зашиверска.


Для освоения новых земель Якутское воеводство организует местную администрацию. За казаками в эти отдалённые места шли приказчики, купцы, священники, сборщики ясака. Не всегда у вновь прибывших складывались отношения с коренным населением, издавно кочевавшим в этих краях. Часто чиновники при сборе ясака нарушали установленный порядок, допускали произвол, разоряли коренных жителей разными налогами и сборами. В ответ эвены и юкагиры отказывались от уплаты ясака, откочёвывали подальше, поднимали восстания и осаждали Зашиверск. Известны случаи осады острога ламутами и юкагирами в 1668 и 1679 годах. К этому времени, по-видимому, относится строительство деревянной крепостной стены, что ещё больше подняло значение Зашиверска как единственного укреплённого пункта на Индигирке.
 

План-реконструкция Зашиверского острога.
План-реконструкция Зашиверского острога.


В 1700 году под руководством мещанина Андрея Хабарова здесь была сооружена Спасская церковь - удивительное творение деревянного зодчества, до сих пор поражающее своим совершенством - которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова. В своей просьбе о назначении его священником представители посада писали, чтобы новому священнику "...в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего". Этот наказ был выполнен молодым человеком: А.Слепцов служил здесь до конца жизни, умер в Зашиверске в 1783 году, будучи 74-летним старцем. Дело отца продолжил его сын Михаил, о котором писал в 1820 году Ф.Врангель, попавший в Зашиверск проездом из Якутска на Колыму: "Здесь живёт 87-летний священник Михаил... Бодрость его нисколько не уменьшается с летами и доселе ежегодно, презирая все трудности и опасности, он объезжает верхом с лишком по 2000 вёрст свой приход... Ходит охотиться за дикими баранами и ловит силками куропаток. Короткое лето посвящает он своему необычному огороду, в котором при неусыпных трудах и внимании хозяина поспевают капуста, редька, репа". Встреча в этом поселении с М.Слепцовым оставила приятное чувство и в памяти Ф.Матюшкина, писавшего позднее, что "он заставил меня провести время с удовольствием в Зашиверске. И в Петербурге трудно найти столько образования в духовном звании". Местные жители - юкагиры, якуты, ламуты, тунгусы, - по словам Матюшкина, любили священника, почитали его. Об энергичной миссионерской деятельности М.Слепцова говорил и Врангель, подчёркивая особо, что Михаил был "вообще известен всей Сибири".
 

Спасская церковь в 30-е годы XX-го века.
Спасская церковь в 30-е годы XX-го века.


Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа, а также "огненную воду". Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благославляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля. Предприимчивые купцы привозили из Якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей - соболей, лисиц, белок, колонков, а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились, конечно, красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города.

С конца ХVIII века из-за хищнического истребления пушного зверя сокращается поступление ценных мехов, уменьшается и число кочевого населения. Постепенно Зашиверск оказался в стороне от Яно-Индигирско-Колымского тракта и стал хиреть. Горожане, лишённые медицинской помощи, страдали от частых эпидемий. В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения которого были перенесены в Верхоянск. Уехали казаки. В городе остались лишь священник да несколько семей мещан и "инородцев". В общей сложности, это поселение просуществовало более двухсот лет, пока в середине XIX века не произошло событие, ставшее началом конца славной истории Зашиверска. Здесь началась эпидемия черной оспы, впоследствии почти полностью уничтожившая население города. Оставшиеся в живых срочно уезжали в другие города и улусы Якутии...

Согласно легенде, однажды во время ярмарки, увидев богато окованный сундук, привезенный купцами, шаман приказал немедленно вырубить во льду Индигирки прорубь, а затем бросить в неё этот сундук. Но священник сказал, что скорее бросит в прорубь самого шамана, чем тот сундук, полный сокровищ. Когда сундук был открыт, все бросились к нему и расхватали блестящие украшения, цветные ткани и различные драгоценности. А назавтра в город вошла страшная гостья - чёрная оспа. Вымерли все зашиверцы, уцелела только одна маленькая девочка.

...Прошли годы, десятилетия. Здания, составлявшие некогда процветающий город, постепенно ветшали, гнили, превращаясь в бугры, заросшие бурьяном, сливаясь с окружающим ландшафтом. Но на этом печальном фоне смерти и запустения как символ вечности и красоты, как вызов времени, как память о былом история и природа сохранили для потомков удивительное по красоте и чистоте первозданности прекрасное произведение древнерусского деревянного зодчества - Спасо-Зашиверскую православную церковь, с которой были связаны расцвет Зашиверска, самые насыщенные страницы его немногословной, но по-своему яркой летописи.
 

Реконструкция Зашиверского острога в поселке Соттинцы, музей "Дружба".
Реконструкция Зашиверского острога в поселке Соттинцы, музей "Дружба".


Экспедиция 1969 года, организованная академиком А.П.Окладниковым, вновь открыла миру Спасо-Зашиверскую церковь. В 1971 году, под руководством академика А.П.Деревянко, руководителя второй экспедиции, церковь была разобрана, перевезена в Новосибирск, отреставрирована и установлена в музее под открытым небом Новосибирского Академгородка.
 

Панорама поселка Соттинцы на берегу реки Лена.
Панорама поселка Соттинцы на берегу реки Лена.


 

Спасская церковь в поселке Соттинцы, музей "Дружба".
Спасская церковь в поселке Соттинцы, музей "Дружба".


 

Спасская церковь в музее Новосибирского Академгородка.
Спасская церковь в музее Новосибирского Академгородка.


В конце 1980-х годов по инициативе народного писателя Якутии Суоруна Омоллоона (Д.К.Сивцева) в 50 километрах севернее Якутска, на террасе правого берега Лены около села Соттинцы, был создан архитектурно-этнографический музей-заповедник "Дружба", в котором была построена точная копия Спасской церкви по чертежам и обмерам доктора архитектуры А.В.Ополовникова.

Исторический очерк по материалам А.Захаровой, заведующей отделом информации и публикаций Национального архива Саха.
Статья "Исчезнувший город", газета "Якутия"

 

Яндекс.Метрика